Статья: “Пластическое воспитание творческой личности и актера”

Пластика тела человека и актера во многом зависит от его мышечной свободы. Отсутствие свободы движения, как таковой, затрудняет способность выражения своих мыслей.  Культура дви­жения актера создает возможности действенной пла­стики как способности выражения внутреннего мира человека, а так же сценического образа актера. Именно поэтому  пластическое воспитание творческой личности и актера – имеет первостепенное значение. Пластическая культура, как составная часть гармонически развитого психофизического аппарата творческой личности и актера, развивается с помощью различных упражнений и тренингов, которые я использую в своей педагогической практической деятельности.

В работе актера над собой и над ролью, а так же в работе творческой личности над  развитием физического аппарата,  основными  проблемами  являются излишнее мышечное напряжение, зажатость, скованность движения, недостаточная эластичность мышц, а если мышцы скованны, зажаты, то это результат психического торможения, которое приводит к мышечному зажиму. В следствии этого, говорить об органичном существовании на сцене и в обычной жизни –  нет смысла.  Поэтому следует уделять пристальное внимание как к физической подготовке, так и пластическим и ритмическим тренировкам. Эти тренировки важны не только актерам, участникам любительских театральных коллективов, творческим личностям, но и всем остальным людям, которые заботятся о своем здоровье: физическом, эмоциональном  и психическом. Ошибочно предполагать, что человек не занимающийся, каким бы то ни было, видом искусства, не подходит под критерий “творческий человек”. Каждый из нас, занимая любую должность на любом предприятии, подходит под описание “творческий человек” если он творчески подходит к своей работе, а главное – любит ее. Ведь именно “Любовь” дает нам возможность действовать, быть творцом.

Движение, жест, поза не должны культивироваться ради себя самих. Необходимо осуществлять органический процесс действия, подготовить и развить физический аппарат актера/человека. И для того, чтобы устранить все недостатки и овладеть движением не только на сцене, но и в обычной жизни, необходимо упорно работать над своим телом. Для достижения максимальных результатов, тренировки должны быть систематическими, повседневными. Все совершаемые действия должны быть целенаправленными и конкретными. Если возникают проблемы при последовательности и постепенности перехода тела из одного положения в другое, необходимо разделить движение на несколько частей и проследить за перекатом напряжения в мышцах, и в медленном темпе выполнить данное движение целиком с осознанным контролем мышечного напряжения. Далее внимание переключается с движения на действие и его оправдание. Любое действие, мимическое выражение лица, жест, поза – должны быть оправданы. Именно правдивое действие помогает человеку быть настоящим, а это располагает других людей быть правдивыми по отношению к тебе самому.

Пластичным – К.С.Станиславский называл такое движение, которое, развиваясь по непрерывной линии, наиболее целесообразно воплощает действие. “Красивая пластика должна быть результатом гармонического и плавного переживания. Жест должен аккомпанировать чувству, а не слову; жест должен рождаться от чувства”[К.С. Станиславский. Том 6].

 

Статью подготовила:

педагог ДО Михайлова А.М.