История лицея

В далеком 1927 году в железнодорожном поселке, который назывался Брянск-Льговский, ныне Фокинский район г. Брянска, из 2 начальных и 2 семилетних школ была создана железнодорожная трудовая средняя (девятилетняя) школа №19. Располагалась она в здании бывшей Покровской гимназии, которое находилось там, где сейчас здание Фокинского нарсуда, и в других небольших зданиях.
Ядром новой школы стал педагогический и ученический коллективы бывшей гимназии, а ее директор Никольский Илья Павлович – завучем.
Директором железнодорожной трудовой средней школы № 19 стал Погнерыбко Анатолий Степанович, который был выходцем из семьи революционеров-профессионалов, его отец, Степан Погнерыбко, послужил прообразом Андрея Находки в романе М. Горького «Мать».
Яркой страницей в жизни школы этого периода является работа коллектива учителей и учащихся по ликвидации неграмотности населения, которая началась в 1929 году.
Школа была железнодорожной Здесь учились дети железнодорожников, и жизнь школы была теснейшим образом связана с жизнью железнодорожного узла.
В 1930г. Анатолий Степанович был отозван на новую работу, и школу возглавил Алексей Семенович Вычеров, который поставил перед собой цель – закончить строительство нового здания к 1 сентября 1931 года. И несмотря на то, что строительные материалы, радиаторы, электрооборудование, паровые котлы достать было трудно, новое здание возводилось быстрыми темпами. Большую помощь оказала железная дорога, лично Н.К. Крупская, на прием к которой дважды ездил Алексей Семенович. К 1 сентября 1931 года школьное здание было готово. В этот год Наркомпрос менял название школы, чтобы больше подчеркнуть производительный уклон ее. Теперь школа называлась фабрично-заводская средняя школа №1 (ФЗС-1). В августе 1931 года А. С. Вычеров был переведен в Калугу в управление школ, а школу принял Садовников Иосиф Николаевич.
В 1936 году фабрично-заводская средняя (девятилетняя) школа была преобразована в среднюю ж/д десятилетнюю школу №15. Первый выпуск из 10-го класса был сделан в 1937 году. В 1936году И.Н.Садовников был переведен в Москву директором средней железнодорожной школы №1, а директором нашей школы был назначен Илья Павлович Никольский, работающий с 1927 года завучем школы. Вместо него к работе завуча приступил Г.С. Махнорылов, учитель физики.
И.П. Никольский возглавлял нашу школу вплоть до эвакуации в 1941 году, умер в годы войны в Тамбовской области.
Итак, наступил июнь 1941 года. Многие учителя уехали. Деревня, в которой оказалась часть педколлектива нашей школы, называлась Марица. Но долго здесь не задержались, так как через две недели прискакал со станции посыльный с сообщением, что Брянск эвакуируется, завтра утром будет проходить эшелон с отъезжающими и для тех, кто находится в Марице, есть три вагона-теплушки. Колхоз дал учителям поводы, и к утру они были уже на железнодорожной станции. Прибыл эшелон, учителей встретил И.П. Никольский, отвёл в пустые теплушки. В пути(ехал две недели до тамбовской области) постоянно проявлял заботу об учителях: выдал всем деньги, какие получил для педколлектива, кроме этого – муку, сахар, крупу для питания в дороге (вагоны с продуктами следовали с эшелоном), а когда приехал в Тамбовскую область к месту эвакуации, провёл совещание, на котором предложил обсудить вопрос, как следует распределить оставшиеся продукты: выдать их только работающим учителям, а членам семьи не выдавать. Решено было делить на всех: и на работающих учителей, и на членов их семей.
В Тамбовской области учителей распределили по районам, в районах – по сельским школам. В местных школах учителей встретили с радостью, так как кадров не хватало.
1943 год. 17 сентября освобождён от немецко-фашистских захватчиков г. Брянск. Наш район – весь в руинах, на каждом шагу – ямы от бомб, обгорелые деревья. Школа разрушена: прямое попадание бомбы в центр здания. Стоят по бокам огромной ямы от фугасной бомбы две большие кирпичные коробки с дырами вместо окон и дверей, без крыши. Но школа должна была работать. Сотни ребят ждали этот день, когда они сядут за парты. И уже в начале октября стали возвращаться из эвакуации учителя.
Наши самоотверженные учителя! Они не побоялись вернуться в разрушенный город, в двухстах километрах от которого ещё проходила фронтовая полоса. Возвращались не только из эвакуации. Были учителя, воевавшие в партизанском отряде (Воронкова А.П.) были и те, кому не удавалось эвакуироваться и пришлось жить на оккупированном врагом территории. Вот имена этих мужественных учителей:
Махнорылов Георгий Семёнович,
Дробышевский Владимир Николаевич,
Ромина Анна Васильевна,
Михалев Василий Тимофеевич,
Кулинич Фёдор Георгиевич,
Воронкова Анна Павловна,
Кружалина Мария Семёновна.
Коршикова Анна Ивановна,
Альянах Надежда Петровна,
Ерохина Полина Андреевна,
Ерохин Василий Григорьевич,
Кружалина Елена Викентьевна,
Баумштейн Софья Николаевна,
Паничкина Ольга Ивановна.
Не все вернулись: кто-то ещё воевал или погиб, а некоторых учителей отдел школ Московско-Киевской железной дороги оставил в Калуге, в том числе и Силич В.В., Соколовых П.А. и В.П., Кубышкину Л.И., некоторые учителя получили направление в Малоярославец.
Директором школы был назначен Махнорылов Г.С. Учителя во главе с директором сразу взялись за дело: нужно было собрать учащихся, сформировать классы, найти место для занятий, сами учителя жили пока в вагонах. Все трудности преодолели полуголодные, а порою и голодные, плохо одетые наши мужественные учителя: 1 ноября 1943 года благодаря их усилиям школа уже работала! Занятия проходили в частном доме на окраине нашего посёлка (ул.Кавказская), в двух небольших комнатах железнодорожного техникума в так называемой “церковке” (служебное помещение церкви, которая когда-то располагалась там, где сейчас находится Дворец железнодорожников). Полная наполняемость была в 1-7-м классах, в 8-м-15 человек, 9-х классов не было, в 10-м классе – 8 человек (весной они сдадут экзамены на аттестат зрелости в одной из школ Советского района, где была создана экзаменационная комиссия).
Нужно было восстанавливать разрушенное здание школы, всю организационную работу взял на себя Г.С. Махнорылов, директор школы.
В 1944/45 учебном году занятия проходили в старом строении, “церковке”, и в частично восстановленном здании школы. Занимались в 3 смены. Учащиеся пользовались своим “освещением”: у каждого ученика была коптилка (консервная банка, немного керосина, фитиль). Отапливались классы печками – “буржуйками”, трубы выходили через окна. Для тетрадей использовали старые газеты.
Внешний вид школьников свидетельствовал о нужде. Ученик тех лет А. Попов рассказывает: “Вы спросите, в чём мы ходили в школу? Перешивали немецкие шинели, ботинки носили с “шипами”- подковами …” Но учащиеся совершали свой подвиг – учились и работали: в свободное от учёбы время вместе со взрослыми, а порою и одни с секретарём комсомольской организации Милой Фоминой (выпускница 1946 года), позже с Амелиной Леной (выпускница 1947 года) разбирали завалы здания школы, Больничного городка, собирали булыжник для дорог, металлолом. Летом 1946 года каждый школьник наравне со взрослыми получил книжку “Участнику восстановления родного города”, на обложке которой были написаны слова:
Клянёмся мы сердцем, испытанным в битвах,
Рукой отвердевшей в упорном труде,
Что после победы отстроим, украсим,
Сожжённые злобным врагом города.
И каждый школьник считал своим долгом не только учиться, но и помогать взрослым восстанавливать родной город.